Приветствую! На фото вы видите восьмую планету Солнечной системы - Нептун. Это первый, и пока единственный снимок Нептуна с близкого расстояния. Он был сделан в августе 1989 года космическим аппаратом "Вояджер-2", запущенным NASA еще в 1977 году, в рамках программы по изучению дальних планет Солнечной системы.
"Вояджер-2" прошел всего в 3000 километров от планеты. Сделал необходимые снимки и замеры, обнаружил у Нептуна шесть спутников, и три из них удачно сфотографировал. Это были Тритон, Протей и Нереида. Сделал попутно несколько открытий и благополучно упылил, дальше бороздить просторы вселенной.
Нептун - не единственная планета, которую посетил на своем пути "Вояджер-2". До этого он побывал вблизи Юпитера, Сатурна, Урана, и совершал у них гравитационные маневры. По ходу этого, сделал не мало снимков и измерений. Сейчас аппарат находится примерно в 18 млрд. км. от Солнца, и уже вышел в межзвездное пространство, при этом он продолжает функционировать. Но оставим его. Этот достойный пепелац заслуживает отдельного рассказа. А у нас сегодня речь пойдет об объекте его внимания. А именно о Нептуне, и истории его открытия.
"Вояджер-2" прошел всего в 3000 километров от планеты. Сделал необходимые снимки и замеры, обнаружил у Нептуна шесть спутников, и три из них удачно сфотографировал. Это были Тритон, Протей и Нереида. Сделал попутно несколько открытий и благополучно упылил, дальше бороздить просторы вселенной.
Нептун - не единственная планета, которую посетил на своем пути "Вояджер-2". До этого он побывал вблизи Юпитера, Сатурна, Урана, и совершал у них гравитационные маневры. По ходу этого, сделал не мало снимков и измерений. Сейчас аппарат находится примерно в 18 млрд. км. от Солнца, и уже вышел в межзвездное пространство, при этом он продолжает функционировать. Но оставим его. Этот достойный пепелац заслуживает отдельного рассказа. А у нас сегодня речь пойдет об объекте его внимания. А именно о Нептуне, и истории его открытия.
В наши дни много сил направлено на изучение Солнечной системы, в том числе и ледяного гиганта Нептуна, на периферии ее планетарного диска. А еще буквально пару сотен лет назад о существовании Нептуна никто и не догадывался.
![]() |
Космический аппарат NASA, "Вояджер-2" |
Открытие гиганта произошло, как принято говорить "на кончике пера". То есть, его существование и местоположение сначала вычислили на бумаге, при помощи математических расчетов, а затем уже открыли при непосредственном наблюдении в обсерватории.
Датой открытия Нептуна принято считать 23 сентября 1846 года, хотя гораздо раньше его наблюдал Галилео Галилей. Это удалось выяснить благодаря оставшимся после него записям и зарисовкам. По ним видно, что Галилео Галилей наблюдал Нептун 27 и 28 декабря 1612 года, а затем еще 28 января 1613 года. Тогда Галилей принял его за далекую звезду, и открытия не произошло.
Открытие случилось гораздо позже. Началось все с того, что французский астроном и член Парижской академии Алексис Бувар, занялся расчетами орбиты планеты Уран. (Подробно об открытии Урана и его сателлитов написано тут: Небесный водевиль. Открытие Урана и его спутников.) В 1821 году он опубликовал результаты своей работы в виде астрономических таблиц. Однако, наблюдения показали довольно большие отклонения движения Урана от расчетного. Неправильность движения Урана замечали и ранее, в частности, еще в 1783 году русский астроном и академик Андрей Лексель изучал эту проблему, и даже предполагал, что на орбиту Урана влияет неизвестная планета. После публикации таблиц Бувара, об этом заговорили многие. Астрономы стали высказываться о возможности существования еще одной планеты в Солнечной системе, которая своей массой оказывает влияние на движение Урана. Одним из таких людей был английский астроном-любитель Томас Джон Хасси. Если, конечно, можно назвать любителем человека, организовавшего личную обсерваторию, оснащенную по высшему классу.
В 1834 году, Томас Хасси встречался в Париже с Алексисом Буваром и обсуждал с ним аномалии в движении Урана. Бувар внимательно выслушал все домыслы Хасси и поддержал его. А также высказался о своем намерении произвести все необходимые расчеты, для поиска предполагаемой планеты. Пообещал заняться этим, но в результате так и не приступил к делу, отодвинув тем самым открытие Нептуна на двадцать лет.
Следующим удачу решил испытать британский математик и астроном Джон Кауч Адамс. В 1843 году он рассчитал орбиту предполагаемой планеты. Результат своих трудов Адамс отправил королевскому астроному Джоржу Эйри. На этом дело и приостановилось еще на три года.
Как видите открытие, можно сказать, витало в воздухе, не хватало только небольшого энтузиазма, чтобы ухватить его. И в 1946 году такой энтузиаст появился. Французский математик Урбен Леверье, работавший в Парижской обсерватории, произвел расчеты, необходимые для поиска гипотетической планеты. Но когда он предложил астрономам из Парижской обсерватории заняться поисками планеты, они не выразили никакой заинтересованности и отказали ему.
Тогда Леверье, не долго думая, обратился за поддержкой к астроному из Берлинской обсерватории, Иоганну Готтфриду Галле, и тот согласился. В первую же ночь наблюдений планета была обнаружена точно по расчетам Урбена Леверье. Еще две ночи наблюдения продолжались, с целью зафиксировать ее перемещение, и тем самым убедиться в истинности открытия. Так 23 сентября 1846 года был открыт Нептун.
Как заведено, после открытия новой планеты, нужно было придумать ей имя. Но с ним произошла небольшая заминка. Изначально Леверье хотел назвать новую планету Нептуном, но послушал совета своего соратника Франсуа Араго и предложил окрестить планету в свою честь. Однако это не одобрила научная общественность. Наречение планеты именем первооткрывателя, было нарушением традиции. Та же самая общественность не приняла и название Океан, предложенное англичанами. В результате пришлось вернуться к начальному варианту от Леверье, и планета обзавелась именем Нептун.
Ну а как же все сложилось у Джона Кауча Адамса, который, как мы помним, произвел свои расчеты еще в 1843 году? Королевский астроном сэр Джорж Эйри, которому Адамс высылал результаты своих расчетов, начал шевелиться только тогда, когда ознакомился с расчетами Урбена Леверье, которые тот опубликовал в июне 1846 года. Сравнив труды Леверье с трудами Адамса, Джорж Эйри счел их весьма схожими, и решил, наконец, приступить к поискам новой планеты. Он предложил заняться этим директору Кембриджской обсерватории, Джеймсу Чэллису. Наблюдения проводились в течении августа и сентября 1846 года. За это время Чэллис действительно наблюдал Нептун, но так и не успел его вовремя идентифицировать.
После открытия произошел спор между англичанами и французами, кого же считать первооткрывателем Нептуна. Спор завершился тем, что договорились считать Леверье и Адамса сооткрывателями. В настоящее время имеется мнение, что заслуга Адамса была не столь велика.
На этом наша история о Нептуне заканчивается, и мы переходим к Вулкану. Его судьба также связана с именем Урбена Леверье, и сложилась она гораздо менее удачно, чем у Нептуна. Существование Вулкана так и не подтвердилось. Но обо всем по порядку.
Открытие Нептуна быстро прославило Урбена Леверье и весьма благополучно сказалось на его карьере. Специально для него в университете была организована кафедра небесной механики, а спустя еще три года была открыта кафедра астрономии.
Все шло просто замечательно, но вдруг астрономы стали замечать, что в стройную музыку небесных сфер, вновь закралась фальшивая нотка. На этот раз она прозвучала со стороны Меркурия. Дело в том, что к тому времени, астрономы провели ряд точных наблюдений за движением этой планеты, и выяснилось, что смещение перигелия Меркурия не представляется возможным объяснить классической небесной механикой.
Воодушевленный прошлым успехом, Леверье с рвением взялся за эту проблему. Углубившись в нее, он он пришел к выводу, что и тут не обошлось без влияния еще одной, пока еще не открытой, планеты. По его расчетам, она должна была находиться между Меркурием и Солнцем. Эту идею поддержал французский физик Жак Бабинэ, и предложил назвать гипотетическую планету Вулканом, в честь древнеримского бога очистительного огня.
Существует одно очень интересное правило, предложенное еще в 1766 году немецким физиком и математиком Иоганном Даниэлем Тициусом, и ставшее широко известным благодаря трудам замечательного немецкого астронома Элерта Боде. Нам оно известно, как правило Тициуса-Боде. Оно представляет из себя некую эмпирическую формулу, хорошо описывающую расстояния между орбитами планет Солнечной системы. Так вот, исходя из этого правила, существование внутренней планеты между Солнцем и Меркурием очень даже возможно. В таком случае, радиус орбиты этой планеты должен составлять порядка 0,1 астрономической единицы.
В 1859 году астроном-любитель Лескарбо сообщил, что наблюдал темное пятно, напоминающее планету, и перемещающееся по солнечному диску. Получив это сообщение от Лескарбо, Урбен Леверье немедленно отправился к нему лично, и подробно расспросил о его наблюдениях. К полученным от Лескарбо данным, он добавил результаты еще пяти наблюдений, и основываясь на них, произвел расчет орбиты гипотетической планеты, и назвал ее Вулканом.
Всю свою оставшуюся жизнь Леверье ожидал подтверждения существования Вулкана непосредственным наблюдением, но так и не дождался. Он скончался в 1877 году находясь в полной уверенности в правильность своих расчетов, и не сомневался, что открытие Вулкана вот-вот произойдет.
Действительно, астрономы периодически наблюдали различные объекты в окрестностях Солнца. Они были то темные, то светящиеся. Данные наблюдателей настолько сильно разнились между собой, а так же с расчетами Леверье, что научная общественность просто перестала воспринимать их всерьез.
Планету искали на протяжении многих лет, но обнаружить ее так и не удалось. За это время вышло несколько публикаций о наблюдении планеты, но все они сильно расходились между собой, и ни одну из них так и не удалось подтвердить. А в 1915 году вышла в свет общая теория относительности, которая и объяснила необычное поведение Меркурия. Согласно ей аномальное поведение орбиты Меркурия обусловлено искривлением пространства, вызванным влиянием огромной солнечной массы. Вот так и произошло "закрытие" гипотетического Вулкана.
Урбен Леверье так и не узнал о своей ошибке. Да и разумно ли считать ошибкой то, что он жил еще до выхода в свет теории относительности. В рамках доступных на тот момент знаний он рассчитал все правильно. И несомненно он навсегда остался в истории как человек открывший Нептун "на кончике пера".
Датой открытия Нептуна принято считать 23 сентября 1846 года, хотя гораздо раньше его наблюдал Галилео Галилей. Это удалось выяснить благодаря оставшимся после него записям и зарисовкам. По ним видно, что Галилео Галилей наблюдал Нептун 27 и 28 декабря 1612 года, а затем еще 28 января 1613 года. Тогда Галилей принял его за далекую звезду, и открытия не произошло.
Открытие случилось гораздо позже. Началось все с того, что французский астроном и член Парижской академии Алексис Бувар, занялся расчетами орбиты планеты Уран. (Подробно об открытии Урана и его сателлитов написано тут: Небесный водевиль. Открытие Урана и его спутников.) В 1821 году он опубликовал результаты своей работы в виде астрономических таблиц. Однако, наблюдения показали довольно большие отклонения движения Урана от расчетного. Неправильность движения Урана замечали и ранее, в частности, еще в 1783 году русский астроном и академик Андрей Лексель изучал эту проблему, и даже предполагал, что на орбиту Урана влияет неизвестная планета. После публикации таблиц Бувара, об этом заговорили многие. Астрономы стали высказываться о возможности существования еще одной планеты в Солнечной системе, которая своей массой оказывает влияние на движение Урана. Одним из таких людей был английский астроном-любитель Томас Джон Хасси. Если, конечно, можно назвать любителем человека, организовавшего личную обсерваторию, оснащенную по высшему классу.
В 1834 году, Томас Хасси встречался в Париже с Алексисом Буваром и обсуждал с ним аномалии в движении Урана. Бувар внимательно выслушал все домыслы Хасси и поддержал его. А также высказался о своем намерении произвести все необходимые расчеты, для поиска предполагаемой планеты. Пообещал заняться этим, но в результате так и не приступил к делу, отодвинув тем самым открытие Нептуна на двадцать лет.
![]() |
Джон Кауч Адамс |
Как видите открытие, можно сказать, витало в воздухе, не хватало только небольшого энтузиазма, чтобы ухватить его. И в 1946 году такой энтузиаст появился. Французский математик Урбен Леверье, работавший в Парижской обсерватории, произвел расчеты, необходимые для поиска гипотетической планеты. Но когда он предложил астрономам из Парижской обсерватории заняться поисками планеты, они не выразили никакой заинтересованности и отказали ему.
Тогда Леверье, не долго думая, обратился за поддержкой к астроному из Берлинской обсерватории, Иоганну Готтфриду Галле, и тот согласился. В первую же ночь наблюдений планета была обнаружена точно по расчетам Урбена Леверье. Еще две ночи наблюдения продолжались, с целью зафиксировать ее перемещение, и тем самым убедиться в истинности открытия. Так 23 сентября 1846 года был открыт Нептун.
Как заведено, после открытия новой планеты, нужно было придумать ей имя. Но с ним произошла небольшая заминка. Изначально Леверье хотел назвать новую планету Нептуном, но послушал совета своего соратника Франсуа Араго и предложил окрестить планету в свою честь. Однако это не одобрила научная общественность. Наречение планеты именем первооткрывателя, было нарушением традиции. Та же самая общественность не приняла и название Океан, предложенное англичанами. В результате пришлось вернуться к начальному варианту от Леверье, и планета обзавелась именем Нептун.
Ну а как же все сложилось у Джона Кауча Адамса, который, как мы помним, произвел свои расчеты еще в 1843 году? Королевский астроном сэр Джорж Эйри, которому Адамс высылал результаты своих расчетов, начал шевелиться только тогда, когда ознакомился с расчетами Урбена Леверье, которые тот опубликовал в июне 1846 года. Сравнив труды Леверье с трудами Адамса, Джорж Эйри счел их весьма схожими, и решил, наконец, приступить к поискам новой планеты. Он предложил заняться этим директору Кембриджской обсерватории, Джеймсу Чэллису. Наблюдения проводились в течении августа и сентября 1846 года. За это время Чэллис действительно наблюдал Нептун, но так и не успел его вовремя идентифицировать.
После открытия произошел спор между англичанами и французами, кого же считать первооткрывателем Нептуна. Спор завершился тем, что договорились считать Леверье и Адамса сооткрывателями. В настоящее время имеется мнение, что заслуга Адамса была не столь велика.
На этом наша история о Нептуне заканчивается, и мы переходим к Вулкану. Его судьба также связана с именем Урбена Леверье, и сложилась она гораздо менее удачно, чем у Нептуна. Существование Вулкана так и не подтвердилось. Но обо всем по порядку.
Открытие Нептуна быстро прославило Урбена Леверье и весьма благополучно сказалось на его карьере. Специально для него в университете была организована кафедра небесной механики, а спустя еще три года была открыта кафедра астрономии.
Все шло просто замечательно, но вдруг астрономы стали замечать, что в стройную музыку небесных сфер, вновь закралась фальшивая нотка. На этот раз она прозвучала со стороны Меркурия. Дело в том, что к тому времени, астрономы провели ряд точных наблюдений за движением этой планеты, и выяснилось, что смещение перигелия Меркурия не представляется возможным объяснить классической небесной механикой.
![]() |
Урбен Леверье. Первооткрыватель Нептуна. |
Существует одно очень интересное правило, предложенное еще в 1766 году немецким физиком и математиком Иоганном Даниэлем Тициусом, и ставшее широко известным благодаря трудам замечательного немецкого астронома Элерта Боде. Нам оно известно, как правило Тициуса-Боде. Оно представляет из себя некую эмпирическую формулу, хорошо описывающую расстояния между орбитами планет Солнечной системы. Так вот, исходя из этого правила, существование внутренней планеты между Солнцем и Меркурием очень даже возможно. В таком случае, радиус орбиты этой планеты должен составлять порядка 0,1 астрономической единицы.
В 1859 году астроном-любитель Лескарбо сообщил, что наблюдал темное пятно, напоминающее планету, и перемещающееся по солнечному диску. Получив это сообщение от Лескарбо, Урбен Леверье немедленно отправился к нему лично, и подробно расспросил о его наблюдениях. К полученным от Лескарбо данным, он добавил результаты еще пяти наблюдений, и основываясь на них, произвел расчет орбиты гипотетической планеты, и назвал ее Вулканом.
Всю свою оставшуюся жизнь Леверье ожидал подтверждения существования Вулкана непосредственным наблюдением, но так и не дождался. Он скончался в 1877 году находясь в полной уверенности в правильность своих расчетов, и не сомневался, что открытие Вулкана вот-вот произойдет.
Действительно, астрономы периодически наблюдали различные объекты в окрестностях Солнца. Они были то темные, то светящиеся. Данные наблюдателей настолько сильно разнились между собой, а так же с расчетами Леверье, что научная общественность просто перестала воспринимать их всерьез.
Планету искали на протяжении многих лет, но обнаружить ее так и не удалось. За это время вышло несколько публикаций о наблюдении планеты, но все они сильно расходились между собой, и ни одну из них так и не удалось подтвердить. А в 1915 году вышла в свет общая теория относительности, которая и объяснила необычное поведение Меркурия. Согласно ей аномальное поведение орбиты Меркурия обусловлено искривлением пространства, вызванным влиянием огромной солнечной массы. Вот так и произошло "закрытие" гипотетического Вулкана.
Урбен Леверье так и не узнал о своей ошибке. Да и разумно ли считать ошибкой то, что он жил еще до выхода в свет теории относительности. В рамках доступных на тот момент знаний он рассчитал все правильно. И несомненно он навсегда остался в истории как человек открывший Нептун "на кончике пера".
Комментариев нет:
Отправить комментарий